Слово к
читателю
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
Общественные инициативы
в развитии сельских территорий. Рекомендации эксперта
Развитие
социального потенциала сельских поселений
Будем делать хорошую
жизнь!
НОВОСТИ НКО
Два
мероприятия, цель одна - вместе победим туберкулез
Больше
проектов, хороших и разных
"Надежда"
приходит в гости
ДЕРЕВНЯ МОЯ
Разговор с
важным человеком
НАМ ПИШУТ
Везет тому,
кто воз везет
НКО - ОПЫТ
Все
начинается с культуры
ГОВОРЯТ
ГЛАВЫ
Без активных
людей администрация - ноль без палочки
ЭКО-ОКО
Мы - вновь в
лидерах!
День Земли в
Неделе добра
ТЕРРИТОРИЯ
ДОБРА
Интервью о
любви
|
|
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В
РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТА
Владимир Вайнер,
эксперт Общественной палаты Российской Федерации
От
редакции:
Некоммерческие неправительственные
организации Вологодской и Новосибирской областей,
Хабаровского, Приморского, Красноярского краёв совместно с
правительствами и администрациями муниципальных образований
этих регионов успешно занимаются развитием сельских
территорий посредством создания института мастеров
сопровождения, который помогает активизировать население,
вовлечь жителей в процессы самоуправления и решения вопросов
местного значения.
Эксперт
Общественной палаты РФ, креативный директор Центра рекламных
исследований «Grand Prix» Владимир Вайнер, познакомившись с
этой деятельностью, пришёл к выводу, что некоторые формы
работы в рамках проектов по развитию сельских территорий
очень близки к наиболее передовым трендам в коммуникационной
отрасли и маркетинге. Например, кооперация и объединение
жителей с целью выращивания или хранения чего-либо на своих
участках с совместным пользованием сходны с применением
технологий и методов хранения информации в коммуникационной
и IT-отраслях. Создание сети личных хозяйств, объединенных
сервисами коллективных закупок и централизованного сбыта,
можно сравнить с набирающими сейчас в России обороты
групповыми покупками в Интернете. А формирование в рамках
группы поселений или района централизованного сбыта
коллективно произведенного сырья переходит в сбыт
полуфабрикатов или готовых товаров и услуг, что начинает
требовать создания торговых марок, узнаваемых брендов и
продвижения территорий.
Владимир
Вайнер принял участие в проведении двух проектных школ и
инвестиционного форума сельских проектов. И это дало ему
возможность сформулировать свои рекомендации по подготовке
инвестиционных проектов развития сельских территорий
1.
Не торговать земельными участками, как это нередко бывает на
инвестиционных форумах в регионах, а предлагать
потенциальным инвесторам готовые проекты, за которыми стоят
жители территории.
«Это не
реально. Никто не стоит, все давно ушли из села или не могут
стоять из-за алкогольного опьянения» – первая критическая
мысль, которая приходит в голову после такого совета. Но это
неосознанное оправдание нежелания действительно развивать
территорию. Проект начинается с людей, которым хочется
что-то изменить. Иногда достаточно одного инициативного
человека в районе, одного работника сельской администрации,
одного неравнодушного жителя, который не успел собрать вещи
и уехать из села.
Возьмем
успешные примеры; в них все начинается не с проданного
инвестору участка, а с «искры» – с одного-двух активных
людей, которые желают жить лучше. И хорошо, если
администрация начинает видеть в них ресурс развития и
содействовать им. Иногда это происходит не сразу. Часто
движение начинается с обустройства детских игровых площадок
или территории вокруг колодца, с бурения скважины, с
расчистки пустыря под футбольное поле.
Потом, и уже в
партнерстве с администрацией, могут осуществиться проекты
благоустройства клубов, создания дома быта или сельского
производственного цеха. Вот тут и появляются первые
инвестиционные проекты. Чем дальше, тем больше будут амбиции
местных жителей – когда они почувствуют, что можно
действовать. И об этом следующая мысль.
2. Общественные объединения в разных формах – главный секрет
современного самоуправления территорией.
Если глава
поселения сам живет в родном населенном пункте и
действительно хочет его развития, а не распродажи земель и
переезда на новый доходный участок, то при поддержке
активных жителей он может начать строить местный
общественный сектор.
На кого ему
опереться, кто эти типичные сельские активисты? Часто – уже
существующие кое-где общественные организации ветеранов,
многодетных матерей, спортивные клубы. А кроме того – люди,
работающие с людьми (врачи, библиотекари, учителя,
заведующие клубами); пенсионеры с их жизненным опытом;
мастера, оставшиеся без работы из-за закрытия предприятий;
предприниматели; просто люди с активной жилкой, которые
выращивают или собирают сезонные продукты и торгуют, и
кормят этим свою семью, не уезжая из села.
Все они способны
поверить, что глава поселения действительно ждет помощи, а
их энергия и умения, наконец, оказались востребованы для
развития территории. Эти люди могут объединиться в
общественный совет при главе и помогать ему определять
направления развития территории. Они могут создавать
общественные и некоммерческие организации и своими силами
решать часть проблем местного сообщества. Эти люди,
поддержанные за свою активность односельчанами, могут
становиться депутатами и уже в новом статусе обеспечивать
развитие территорий и т.д. Возникает вопрос: а за чей счет
это все будет сделано? И тут приходит мысль о третьем ключе.
3. Ресурсы местных территорий – в первую очередь в людях,
затем в самих территориях и затем – в информации о законах и
поддержке общественных инициатив.
После общения с
представителями многих районных и сельских поселений
приходишь к выводу, что федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ» до сих
пор как следует не разъяснен. В связи с этим местные
управленцы могут быть не в курсе, как и на что они вправе
получить финансирование из областного и федерального
бюджета и как, с другой стороны, они могут поддерживать
местные инициативы. И здесь же еще одно открытие –
федеральный закон «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально
ориентированных некоммерческих организаций», который
подробно описывает принципы государственной поддержки
социально ориентированных некоммерческих организаций, вообще
неизвестен не только на уровне администраций сельских
поселений, но и на большинстве вышестоящих уровней
управления регионами.
Почему важно
понимать эти законы с точки зрения развития территорий и
привлечения ресурсов? Потому что любой подряд или любой
грант из любого источника может в этом случае быть получен
именно самими жителями поселений, объединившимися в
некоммерческие или коммерческие организации, способные
предлагать инвестиционные проекты, готовые реализовывать
заказы и социальные программы на своей территории. Деньги на
ремонт клуба не уйдут стороннему подрядчику, как это нередко
происходит, а будут получены местной организацией из
местных жителей. Гранты на поддержку некоммерческих
организаций районного, регионального и даже федерального
уровня окажутся доступными для местных НКО и также послужат
территории. И главное – то, что сторонние подрядчики
выполнят за миллион, свои сделают, как правило, за четверть
миллиона, увеличив таким образом в четыре раза объем благ
для местной территории.
4. Развитие территории должно строиться на последовательном
решении актуальных проблем.
При такой стратегии
все больше местных жителей увидят, что развитие в принципе
возможно и в этом процессе можно участвовать. Таким образом,
любой проект – и экономический, и социальный – должен
опираться в первую очередь на решение понятной и актуальной
для жителей проблемы. Для этого проблема должна быть
озвучена жителями, например, на местном общественном совете
или сельском сходе, а решение должно строиться на
деятельности самих жителей, с максимальным их вовлечением и
опорой на то, что они умеют, хотят, чем владеют и т.д.
Однако на практике
часто приходится видеть такие примеры: нужны гостевые дома
для развития туризма в далекой деревне – будем искать
инвесторов для строительства таких домов или сразу
гостиницы. Соответственно, с одной стороны, минимальные
шансы на успех, с другой стороны – игнорирование и
вытеснение местных жителей, с уже имеющимся жильем и
потенциальной готовностью принимать туристов в гости. Или,
если требуется цивилизованный рынок на трассе вместо не
санкционированного, предлагается сначала разогнать всех
продавцов, построить торговый комплекс и начать брать плату
с тех, кто хочет что-либо продать. Еще пример: есть желание
поддержать картофелеводство – предлагается выделить земли,
искать/найти одного предпринимателя, который и будет
работать, принося доход себе и местному бюджету, вместо
того, чтобы распределить проект/заказ среди селян, которые
совместно построят хранилище для выращенной собственными
силами картошки (при финансировании, в том числе, по ФЗ-131
из бюджета), а поиск и проектирование сосредоточить на
выгодных путях сбыта и переработки.
Почему так часто
принимаются нелогичные решения? Возможно, потому что
администрации не проводят анализ внутренних возможностей
имеющегося человеческого капитала, считая его полностью
апатичным. В свою очередь, этот человеческий капитал, уже
перестав верить в возможность развития территории,
демонстрирует апатию, которую и видит администрация. Круг
замыкается. И так будет до тех пор, пока кто-то не начнет
постепенно строить новые отношения, решая вместе с
населением те проблемы, которые оно считает значимыми и
приоритетными.
5. Чем проще и локальнее проект, тем понятнее он для
жителей, и тем заметнее будет результат.
В принципе, это
ключ к успеху любого проекта, но особенно проектов,
направленных на социальные изменения и развитие сельских
территорий.
Если проект основан
на приоритетной для местных жителей проблеме, которую
назвали они сами; если деятельность по проекту строится на
вовлечении населения в решение такой проблемы своими
силами; если результат ощутим и значим для жителей – это
хороший проект. Им может стать и благоустройство территории,
и поддержка семей, имеющих маленьких детей, и создание
сервисов для туристов и т.д. Это могут быть небольшие
проекты социального предпринимательства, а могут быть и
амбициозные идеи создания столицы или родины чего-то,
какого-то близкого для многих и сохраняющего местный
колорит явления. В любом случае, должна быть названа
конкретная проблема и предложено ее адекватное локальное
решение.
Иногда приходится
сталкиваться с идеями развития территории посредством
реализации какого-нибудь международного ультрасовременного
и ультрадорогого мега-проекта, который якобы решит проблему
безработицы на селе или оздоровит детей. А на деле он даже
не предусматривает переобучения оставшихся без работы
местных жителей и рассчитан исключительно на приток
квалифицированной рабочей силы из близлежащего города. А
вместо оздоровления детей из сельских поселений в лучшем
случае будут отобраны два-три ребенка для спорта высоких
достижений. Такие проекты, часто реализуемые под очень
крупные инвестиции, могут быть выгодны региону с точки
зрения статистики, но если в них нет реальной деятельности
по сохранению, укреплению и развитию жизни на селе, лучше
еще на начальной стадии подкорректировать их в интересах
села, и это вполне возможно.
Спасибо за погружение в
тему: Владимиру Костееву, Елене Коноваловой, Вере Леоновой,
Валентине Кудряшовой, Сергею Плешакову, Алексею Зайцеву и
активным людям Вологодской области, Хабаровского и
Приморского краёв, а также Агентству социальной информации,
предоставившему возможность опубликовать электронную версию
рекомендаций в девятом номере информационно-аналитического
бюллетеня «НКО-обозрение». |