разработка и дизайн сайта:   
Плотников Александр    
e-mail: web_lex@mail.ru    
 
 На главную
   
     

Слово к читателю

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

Общественные инициативы в развитии сельских территорий. Рекомендации эксперта

Развитие социального потенциала сельских поселений

Будем делать хорошую жизнь!

НОВОСТИ НКО

Два мероприятия, цель одна - вместе победим туберкулез

Больше проектов, хороших и разных

"Надежда" приходит в гости

ДЕРЕВНЯ МОЯ

Разговор с важным человеком

НАМ ПИШУТ

Везет тому, кто воз везет

НКО - ОПЫТ

Все начинается с культуры

ГОВОРЯТ ГЛАВЫ

Без активных людей администрация - ноль без палочки

ЭКО-ОКО

Мы - вновь в лидерах!

День Земли в Неделе добра

ТЕРРИТОРИЯ ДОБРА

Интервью о любви

  ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТА

  

Владимир Вайнер,

эксперт Общественной палаты Российской Федерации

 

От редакции:

Некоммерческие неправительственные организации Вологодской и Новосибирской областей, Хабаровского, Приморского, Красноярского краёв совместно с правительствами и администрациями муниципальных образований этих регионов успешно занимаются    развитием сельских территорий посредством создания института мастеров сопровождения, который помогает активизировать население, вовлечь жителей в процессы самоуправления и решения вопросов местного значения.

            Эксперт Общественной палаты РФ, креативный директор Центра рекламных исследований «Grand Prix» Владимир Вайнер, познакомившись с этой деятельностью, пришёл к выводу, что некоторые формы работы в рамках проектов по развитию сельских территорий очень близки к наиболее передовым трендам в коммуникационной отрасли и маркетинге. Например, кооперация и объеди­нение жителей с целью выращивания или хране­ния чего-либо на своих участках с совмест­ным пользованием сходны с применением технологий и методов хранения информации в коммуникационной и IT-отрас­лях. Создание сети личных хозяйств, объединенных сервисами коллективных заку­пок и централизованного сбыта, можно сравнить с набирающими сейчас в России обороты групповыми покупками в Интернете. А формирование в рамках группы поселений или района централизованного сбыта коллективно произведенного сырья переходит в сбыт полуфабрикатов или гото­вых товаров и услуг, что начинает требовать создания торговых марок, узнаваемых брен­дов и продвижения территорий.

             Владимир Вайнер принял участие в проведении двух проектных школ и инвестиционного форума сельских проектов. И это дало ему возможность сформулировать свои рекомендации по подготовке инвестиционных проектов развития сельских территорий

    1. Не торговать земельными участками, как это нередко бывает на инвестиционных форумах в регионах, а предлагать потенциальным инвесторам готовые проекты, за которыми стоят жители территории.

   «Это не реально. Никто не стоит, все давно ушли из села или не могут стоять из-за алкогольного опьянения» – первая критическая мысль, которая приходит в голову после такого совета. Но это неосоз­нанное оправдание нежелания действитель­но развивать территорию. Проект начинается с людей, которым хочется что-то изменить. Иногда достаточно одного инициативного человека в райо­не, одного работника сельской администрации, одного неравнодушного жителя, который не успел собрать вещи и уехать из села.

   Возьмем успешные примеры; в них все начинается не с проданного инвестору участка, а с «искры» – с одного-двух активных людей, которые желают жить лучше. И хорошо, если администрация начинает видеть в них ресурс развития и содействовать им. Иногда это происходит не сразу. Часто движение начи­нается с обустройства детских игровых площадок или терри­тории вокруг колодца, с бурения скважины, с расчистки пустыря под футбольное поле.

   Потом, и уже в партнерстве с администрацией, могут осуществиться проекты благоустройства клубов, создания дома быта или сельского производственного цеха. Вот тут и появляются первые инвестиционные проекты. Чем дальше, тем больше будут амбиции местных жителей – когда они почув­ствуют, что можно действовать. И об этом следующая мысль.

    2. Общественные объединения в разных формах – главный секрет современного самоуправления территорией.

   Если глава поселения сам живет в родном населенном пункте и действительно хочет его развития, а не распродажи земель и переезда на новый доходный участок, то при поддержке активных жителей он может начать строить местный общественный сектор.

   На кого ему опереться, кто эти типичные сельские активисты? Часто – уже существующие кое-где общественные орга­низации ветеранов, многодетных матерей, спортивные клубы. А кроме того – люди, работающие с людьми (врачи, библиотекари, учителя, заве­дующие клубами); пенсионеры с их жизненным опытом; мастера, оставшиеся без работы из-за закрытия предприятий; предприниматели; просто люди с активной жилкой, которые выращивают или собирают сезонные продукты и торгуют, и кормят этим свою семью, не уезжая из села.

   Все они способны поверить, что глава поселения действительно ждет помощи, а их энергия и умения, наконец, оказались вос­требованы для развития территории. Эти люди могут объединиться в общественный совет при главе и помогать ему определять направления развития территории. Они могут создавать общественные и некоммерческие организации и своими силами решать часть проблем местного сообщества. Эти люди, поддержанные за свою активность односельчанами, могут становиться депута­тами и уже в новом статусе обеспечивать развитие территорий и т.д. Возникает вопрос: а за чей счет это все будет сделано? И тут приходит мысль о третьем ключе.

    3. Ресурсы местных территорий – в первую очередь в людях, затем в самих территориях и затем – в информации о законах и поддержке общественных инициатив.

   После общения с представителями многих районных и сельских поселений приходишь к выводу, что федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ» до сих пор как следует не разъяснен. В связи с этим местные управленцы могут быть не в курсе, как и на что они вправе получить финансирование из област­ного и федерального бюджета и как, с другой стороны, они могут поддерживать местные инициативы. И здесь же еще одно открытие – федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законода­тельные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», который подроб­но описывает принципы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, вообще неиз­вестен не только на уровне администраций сельских поселений, но и на большинстве вышестоящих уровней управления регионами.

   Почему важно понимать эти зако­ны с точки зрения развития территорий и привлечения ресурсов? Потому что любой подряд или любой грант из любого источника может в этом случае быть получен именно самими жителями поселений, объединивши­мися в некоммерческие или коммерческие организации, способные предлагать инвести­ционные проекты, готовые реализовывать заказы и социальные программы на своей территории. Деньги на ремонт клуба не уйдут стороннему подрядчику, как это нередко происходит, а будут получены местной орга­низацией из местных жителей. Гранты на поддержку некоммерческих организаций районного, регионального и даже федерального уровня окажутся доступными для местных НКО и также послужат территории. И главное – то, что сторонние подрядчики выполнят за миллион, свои сделают, как правило, за четверть миллиона, увеличив таким обра­зом в четыре раза объем благ для местной территории.

   4. Развитие территории должно строиться на последовательном решении актуальных проблем.

   При такой стратегии все больше местных жителей увидят, что развитие в принципе возможно и в этом процессе можно участвовать. Таким образом, любой проект – и экономический, и социальный – должен опираться в первую очередь на решение понятной и актуальной для жителей проблемы. Для этого проблема должна быть озвучена жителями, например, на местном общественном совете или сельском сходе, а решение должно строиться на деятельности самих жителей, с максимальным их вовлечением и опорой на то, что они умеют, хотят, чем владеют и т.д.

   Однако на практике часто прихо­дится видеть такие примеры: нужны гостевые дома для развития туризма в далекой дерев­не – будем искать инвесторов для строи­тельства таких домов или сразу гостиницы. Соответственно, с одной стороны, минималь­ные шансы на успех, с другой стороны – игнорирование и вытеснение местных жите­лей, с уже имеющимся жильем и потенциаль­ной готовностью принимать туристов в гости. Или, если требуется цивилизованный рынок на трассе вместо не санкционированного, предлагается сначала разогнать всех продавцов, построить торговый комп­лекс и начать брать плату с тех, кто хочет что-либо продать. Еще пример: есть желание поддержать картофелеводство – предлага­ется выделить земли, искать/найти одного предпринимателя, который и будет работать, принося доход себе и местному бюд­жету, вместо того, чтобы распределить проект/заказ среди селян, которые совместно постро­ят хранилище для выращенной собственными силами картошки (при финанси­ровании, в том числе, по ФЗ-131 из бюджета), а поиск и проектирование сосредоточить на выгодных путях сбыта и переработки.

   Почему так часто принимаются нелогичные решения? Возможно, потому что администрации не проводят анализ внутрен­них возможностей имеющегося человечес­кого капитала, считая его полностью апатич­ным. В свою очередь, этот человеческий капитал, уже перестав верить в возможность развития территории, демон­стрирует апатию, которую и видит админис­трация. Круг замыкается. И так будет до тех пор, пока кто-то не начнет постепенно стро­ить новые отношения, решая вместе с насе­лением те проблемы, которые оно считает значимыми и приоритетными.

    5. Чем проще и локальнее проект, тем понятнее он для жителей, и тем заметнее будет результат.

   В принципе, это ключ к успеху любого проекта, но особенно проектов, направленных на социальные изменения и развитие сельских территорий.

   Если проект основан на приоритет­ной для местных жителей проблеме, которую назвали они сами; если деятель­ность по проекту строится на вовлечении населения в решение такой проблемы свои­ми силами; если результат ощутим и значим для жителей – это хороший проект. Им может стать и благоустройство территории, и поддержка семей, имеющих маленьких детей, и созда­ние сервисов для туристов и т.д. Это могут быть небольшие проекты социального пред­принимательства, а могут быть и амбициоз­ные идеи создания столицы или родины чего-то, какого-то близ­кого для многих и сохраняющего местный колорит явления. В любом случае, должна быть названа конкретная проблема и предло­жено ее адекватное локальное решение.

   Иногда приходится сталкиваться с идеями развития территории посредством реализа­ции какого-нибудь международного ультра­современного и ультрадорогого мега-проекта, который якобы решит проблему безработицы на селе или оздоровит детей. А на деле он даже не предусматривает переобучения оставшихся без работы местных жителей и рассчитан исклю­чительно на приток квалифицированной рабочей силы из близлежащего города. А вместо оздоровления детей из сельских поселений в лучшем случае будут отобраны два-три ребенка для спорта высоких достижений. Такие проекты, часто реализуемые под очень крупные инвестиции, могут быть выгодны региону с точки зрения статистики, но если в них нет реальной деятельности по сохранению, укреплению и развитию жизни на селе, лучше еще на начальной стадии подкорректировать их в интересах села, и это вполне возможно.

 

   Спасибо за погружение в тему: Владимиру Костееву, Елене Коноваловой, Вере Леоновой, Валентине Кудряшовой, Сергею Плешакову, Алексею Зайцеву и активным людям Вологодской области, Хабаровского и Приморского краёв, а также Агентству социальной информации, предоставившему возможность опубликовать электронную версию рекомендаций в девятом номере информационно-аналитического бюллетеня «НКО-обозрение».

     

 



 

 

 
 
 Copyright © 2002 - 2007 "GH"  

       

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz